pam pam

Особенности проведения мастер-класса тренера-преподавателя

Воронин Павел Александрович, тренер-преподаватель по спортивной борьбе

Мастер-класс как одна из наиболее актуальных форм проведения тренером-преподавателем обучающего тренинга-семинара является, по своей сути, видом ретрансляция уникального преподавательского опыта, полученного в результате его творческой, педагогической, методической и экспериментальной деятельности.

Основная задача, которую необходимо решить тренеру-преподавателю при подготовке и проведении мастер-класса – это передача концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. Все участники мастер-класса имеют возможность:

  • познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения;
  • развить рефлексивные умения;
  • заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.

Одной из главных характеристик мастер-класса является его инновационность как стремление передать действительно индивидуальный подход к решению наиболее важных задач, стоящих перед тренером-преподавателем. При этом инновационность не должна быть спонтанно эмпирической, она должна быть построена на теоретико-методических основах. В этом немаловажную роль могут сыграть следующие принципы:

  1. осмысленность своего профессионального опыта, его системная проработанность,
  2. выверенность до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательному или тренировочному результату,
  3. постоянный поиск личностно-ориентированных принципов и методов построения тренировочного процесса и т.д.

Цель проведения мастер-класса тренера-преподавателя – представление собственного опыта работы по формированию основных навыков, знаний, умений занятиями спортом как целостную систему спортивно-педагогических, конструктивных, проектировочных, организационных, коммуникативных и иных элементов деятельности.

Задачи мастер-класса:

  1. Передача и совместная обработка с участниками открытого мероприятия базовых принципов занятий спортом.
  2. Оказание методической помощи участникам мастер-класса в их профессиональной деятельности.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен, с одной стороны, демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение конкретных педагогических проблем, при этом формируя их свободу и выбор пути исследования, средств и методов достижения цели.

Но, с другой стороны, мастер-класс должен отражать общую систему тренера-преподавателя, его видения комплекса задач по формированию спортсмена и стимулированию его на достижение высоких спортивных результатов.

В ходе проведения мастер-класса наиболее актуальной проблемой является повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мероприятия. Важную роль в решении этой проблемы играет наличие у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Для тренеров-преподавателей это: методически оформленные планы-конспекты тренировочных занятий, текущее и перспективное планирование, видео-отчеты спортивных поединков и др.

Несмотря на некоторую организационную специфику проведения открытых мероприятий в различных областях можно выделить следующие наиболее общие критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.

Презентативность.
Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность.
Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность.
Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность.
Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность.
Достаточность используемых средств, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность.
Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность.
Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность.
Возвышенный стиль, педагогико-психологическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура.
Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Вместе с тем, главной особенностью мастер-класса тренера-преподавателя должна стать его практическая ориентированность, то есть реальная нацеленность на решение наиболее важной задачи – достижение учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировочной подготовки.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, нужно отметить, что мастер-класс представляет собой оригинальный способ организации работы тренера-преподавателя, инициирующий поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности всех его участников, а значит, несет в себе значительный педагогико-методологический и эвристический потенциал.

Список литературы:

  1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебное пособие / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
  2. Горбунов, Г.Д. Психология физической культуры и спорта : учебник для вузов / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – М. : Академия, 2009 – 254 с.
  3. Ильин, Е.П. Психология спорта : учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2008 – 432 с.
  4. Родионов, А.В. Психология физической культуры и спорта : учеб. пособие / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов. – М. : Академия, 2010. – 349 с.

Воронин Павел Александрович, тренер-преподаватель по спортивной борьбе

Для ГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств»