Методическая работа (рекомендация).
Тренер ГБУ ТО СШОР по видам единоборств: Кукушкина Мария Алексеевна.
Тема:
Основы определения способностей юных спортсменов
Глава 1. Отбор и прогнозирование в спорте.
- Общие термины и определения.
- Уровни отбора.
- Особенности спортивного отбора.
- Методики спортивного отбора.
- Критерии спортивного отбора.
Глава 2.
- Отбор и ориентация детей для занятий по джиу-джитсу.
- Требования джиу-джитсу как вида спорта к способностям занимающихся.
Заключение
Список литературы
Введение
Приход человека в спорт начинается с выбора определённого вида cпорта и отбора его в спортивную секцию. После этого начинаются тренировки, воспитание человека в коллективе, приспособление к факторам внешней среды. Ребёнок, пришедший заниматься спортом, должен получать удовольствие от занятий, удовлетворение от роста своих спортивных результатов. Каждый спорт имеет требования к минимальному возрасту для начала занятий в секции. Оптимальным возрастом, чтобы отдать ребёнка в спорт считалось 12 лет.
В наши дни в спорт детей рекомендуется отдавать рано. Уже в 4 года дети начинают заниматься гимнастикой и фигурным катанием. Многие родители сегодня уверены, что, чем раньше ребёнок начинает заниматься спортом, тем больше у него шансов добиться чего-то.
По мнению психологов, самый удачный возраст для того, чтобы отдать ребёнка в спорт – 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок созревает для того, чтобы заниматься спортом осознанно, ему становится важен результат его усилий, он заинтересован в оценке себя со стороны взрослых.
В современном спорте идёт стремительный рост рекордов, значительно повышается эффективность тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимы долгие годы напряжённых занятий, а также соответствующие способности. Поэтому очень важно своевременно выявить данные спортивные способности у детей, чтобы обнаружить у них так называемый талант в двигательном отношении. Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, научного и методического характера. Начинается этот процесс со спортивной ориентации и отбора.
Цель моей работы – изучить организацию отбора и прогнозирование спортивных способностей.
Объект – джиу-джитсу.
Предмет – отбор и прогнозирование в джиу-джитсу.
Глава 1. Отбор и прогнозирование в спорте
Общие термины и определения.
Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учётом которых осуществляется отбор наиболее способных для него людей. Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребёнка к тому или иному виду спорта. Другими словами, это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Отбор входит в систему многолетней подготовки. Спортивный отбор проходят все участники деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи. Часто назначение определённого тренера сборной команды оказывает гораздо большее влияние на спортивные достижения, чем включение в неё самого сильного спортсмена. Спортивный отбор направлен на выявление талантов, способных с заданным темпом выполнять определённую работу, это является основной задачей профессионального отбора. Но главная трудность заключается в том, что тренер должен разглядеть в ребёнке спортивные способности, задатки, которые ещё не проявились.
Прогнозирование спортивных достижений.
Основой для выявления у детей спортивных способностей является поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой вероятностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спорта. Этот поиск тестов реально может быть осуществлён с помощью двух подходов:
- Изучение стабильности характеристик человека;
- Изучение наследственных влияний.
Для изучения стабильности характеристик человека используют лонгитюдные исследования – это научные методы, применяемые в социологии и психологии. В них изучается одна и та же группа объектов (людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают поменять какие-либо свои значимые признаки. В ходе этих исследований применяют широкую программу тестирования и отбирают те тесты, достижения в которых были стабильными в детском, юношеском и юниорском возрасте.
Одна из разновидностей методов изучения стабильности характеристик человека связана с изучением ЧСС. Например, определяя реакцию ЧСС на стандартную нагрузку, учёные установили, что у 18-летних спортсменов в детстве ЧСС на нагрузку была ниже, чем у тех, кто не занимался спортом. Поэтому некоторые исследователи считают, что в спорте не отсеиваются те дети, которые наиболее экономно расходуют энергию при выполнении стандартной физической нагрузки (у которых в 11-12 лет суммарные ЧСС ниже). Данные исследований свидетельствуют о том, что если измерить относительные величины МПК (максимальное потребление кислорода) у мальчиков 11-12 лет, то можно предсказать, каким будет уровень физической работоспособности в 18 лет. Другие данные свидетельствуют о том, что прогноз выносливости также оказывается убедительным: дети, хорошо проявляющие себя на длинных дистанциях, впоследствии становятся, как правило, хорошими стайерами, тогда как отличающиеся в спринте не всегда становятся хорошими спринтерами. Это значит, что показатель выносливости – характеристика стабильная, а показатель скорости – нет (на примере плавания).
Второй подход при прогнозировании достижений спортсменов сводится к изучению наследственных изменений и имеет следующие разновидности:
- Исследование родословных;
- Анализ между достижениями родителей и детей в одном и том же возрасте;
- Изучение связи между заведомо передающимися по наследству признаками и двигательными достижениями;
- Близнецовый метод, т.е. исследование совпадения и несовпадения признаков у идентичных однояйцевых, или неидентичных двухяйцевых близнецов.
Эти методы позволяют узнать, в какой степени те или иные признаки обусловлены наследственностью. Ведь отдельные признаки, влияющие на развитие двигательных качеств, в большей степени зависят от наследственных факторов, другие от среды, а третьи – от того и другого. Об исследовании родословных.
Здесь речь идёт о закономерном наследовании детьми от родителей признаков спортивной одарённости. В нашей стране можно привести примеры известных спортивных семей: отец и сын Блохины, отец и сын Азаряны, родители и дочь Дерюгины, отец и сыновья Буре, отец и дочь Люкины. Является неоспоримым тот научный факт, что в половине случаев у детей спортсменов обнаруживаются явно выраженные спортивные способности. Генетические исследования выявили влияние наследственности на гибкость, можно определять предрасположенность к гибкости по кистям и пальцам рук. Общеизвестен такой шестилетний эксперимент, где один из близнецов, занимаясь тяжёлой атлетикой, приобрёл атлетическое телосложение, но дошёл только до уровня первого спортивного разряда, а второй, сохранив астеническое телосложение, добился более значительных успехов в беге на 5000 м. Отсюда можно полагать, что природу обмануть невозможно. Именно поэтому выявление у детей потенциальных способностей к виду спорта имеет весьма важное значение.
Спортивная одарённость.
Сочетание врождённых морфологических и функциональных особенностей характеризует одарённость человека в том или ином виде деятельности. Выдающиеся спортивные достижения – это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития, нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами. Иногда такой путь развития более перспективный. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.
Условно различают три уровня развития способностей:
- Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности.
- Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после нагрузок.
- Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником. Некоторые специалисты считают одним из проявлений “двигательной одарённости” способность быстро схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, достаточно прочное её закрепление.
В исследованиях показано, что развитие подвижности в суставах находится под влиянием наследственности. Но влияние генов на гибкость характерно в большей степени для женского организма, чем для мужского.
Наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки. Но, признавая значимость генетического фактора, не следует уменьшать роли внешней среды, факторы которой, в частности, особенности воспитания детей, играют большую роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.
Рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой – помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности. Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о том аспекте отбора, который позволяет человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивают относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями, навыками, продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта). Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность отбора. Спортивная ориентация – это система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определённом виде спорта. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе – человек для конкретного вида спорта. У спортивной ориентации есть определённые задачи:
- Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности;
- Отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта.
Уровни отбора.
Спортивный отбор входит в систему многолетней подготовки спортсменов на всех её этапах и состоит их четырёх уровней:
- 1-ый этап – отбор на этапе начальной подготовки – характеризуется необходимостью набора в группы начальной подготовки с учётом специфики вида спорта, состояния здоровья (допуск врача), генетической предрасположенностью спортсмена (антропометрические и личностно-психологические данные), запасом двигательных навыков и умений. Предусматривает (критерии отбора): выявление врождённой предрасположенности спортсмена, формирование мотивационной значимости спортивной деятельности, оценку уровня развития физических качеств. Отбор производиться с помощью простейших методов отбора. Продолжительность отбора от начала занятий спортом до уровня юношеского разряда.
- 2-ой этап – отбор в учебно-тренировочных группах – состоит из оценки уровня развития физических качеств, определения перспективности спортсмена, качества освоения техники вида спорта, структуры соревновательной деятельности. Предусматривает: оценку уровня развития основных физических качеств, оценку степени освоения техники вида спорта (знания, умения, навыки), динамику роста спортивных результатов на уровене 2 взрослого разряда, состояние здоровья. Отбор производится на основе выполнения контрольно-переводных нормативов, заключения физкультурного диспансера и результатов соревнований. Продолжительность этапа от уровня юношеского разряда до 2 спортивного разряда.
- 3-ий этап – отбор в группах спортивного совершенствования предполагает оценку уровня специальной подготовленности, спортивного результата, состояния общефизической подготовленности и заключения о максимальных возможностях спортсмена в данном виде спорта. Предусматривает: оценку уровня развития специальных физических качеств (СФП), спортивную подготовленность на уровне 1 разряда или КМС, сравнение уровня развития основных физических качеств (ОФП) с модельными характеристиками. В отборе используются все методы отбора с учётом углубленного обследования в спортивных диспансерах. Продолжительность отбора от 2 спортивного разряда до КМС.
- 4-ый этап – отбор в группах высшего спортивного мастерства наиболее сложный этап отбора с учётом уровня спортивных результатов, специальной подготовленности, психологической и функциональной устойчивости к перенесению экстремального объёма тренировочной и соревновательной деятельности. Предусматривает: уровень спортивного мастерства не ниже КМС или МС; сравнение уровня развития специальных физических качеств с модельными характеристиками для данного вида спорта; оценку соревновательной деятельности спортсмена. Отбор предполагает использование наиболее важных для этого этапа методов с максимальной их информативностью. Продолжительность характеризуется временем достижения максимально возможного спортивного результата.
На втором, третьем и четвёртом уровнях отбора учитываются не только морфофункциональные признаки, уровень физической и психической подготовленности, но и уровень технико-тактического мастерства, функциональные возможности организма спортсмена, способность к восстановлению после выполнения больших тренировочных и соревновательных нагрузок.
При этом важно соблюдать ряд принципов:
Общая гласность.
Всем заинтересованным лицам должны быть известны критерии отбора, сроки завершения отбора и сроки объявления решения. Гласность отбора спортсменов нужна для целеустремлённой работы тренеров и спортсменов, а также для того, чтобы избежать нездоровой конкуренции среди спортсменов, претендующих на место в составе кандидатов в сборную команду;
Обеспечение равных возможностей для всех претендентов на звание кандидатов в сборную команду. Для этого должна быть тщательно продумана система привлечения спортсменов к участию в учебно-тренировочных сборах, допуска к соревнованиям, систем проведения самих соревнований;
Стимуляция спортсменов к достижению высоких результатов. Система отбора должна быть построена так, чтобы спортсмен стремился показать наивысшие результаты в главных соревнованиях тренировочного года или олимпийского цикла;
Опора на установленные основные критерии мастерства спортсмена. Это прежде всего уровень спортивных достижений, стабильность выступления в соревнованиях, перспективность роста;
Особую значимость при отборе кандидатов в сборную команду приобретают нравственные качества, которые характеризуются уровнем моральной, интеллектуальной, эстетической и волевой подготовленности.
Особенности спортивного отбора.
Спортивный отбор имеет свои особенности. Главная заключается в том, что обычно определяется пригодность к занятиям детей дошкольного и младшего школьного возраста, организм которых интенсивно развивается. Поэтому для отбора в спорт высших достижений важна не только диагностика о соответствии природных задатков и особенностей, но и объективный прогноз их развития. Все факторы, которые в той или иной мере могут повлиять на достижение успеха, составляют три группы.
Первая группа факторов связана с личностью спортсмена, у этой группы есть характеризующие его индивидуальные особенности и признаки:
- Здоровье;
- Физическое развитие и особенности телосложения;
- Общая и специальная физическая подготовленность; .
- Психофизиологические особенности;
- Техническая подготовленность и мастерство;
- Психические и поведенческие особенности.
Вторая – со всем, что характеризует тренера;
третья – с условиями, в которых живут и трудятся тренер и спортсмен.
При определении пригодности детей к занятиям джиу-джитсу объектом внимания тренеров становятся факторы, которые поддаются количественной оценке.
К ним можно отнести следующие:
- Физическое развитие и особенности телосложения;
- Состояние и развитие физических качеств:
а) скоростно-силовых;
б) мышечной силы;
в)гибкости;
г)координация движений;
д) вестибулярная устойчивость.
Методики спортивного отбора.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей (уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.
В процессе многолетней подготовки методы отбора расширяются, сам отбор становится более углублённым. Основной метод начального отбора – тестирование (измерение) задатков и уровня развития физических качеств. Используются методы педагогических, психологических и врачебно – педагогических наблюдений. Оценка физического состояния. Первые проверки, испытания физического состояния ребёнка проводятся только с целью изучения знаний об уровне развития мышечной силы, гибкости, скоростно-силовых качествах, координации движений и вестибулярной устойчивости. Лишь в дальнейшем, в процессе занятий, на основе многократных испытаний делается заключение о способностях или неспособностях к проявлению тех или иных физических качеств. При проведении контрольных испытаний по СФП необходимо придерживаться следующих организационно-методических положений:
Участники заранее должны знать о программе предстоящих испытаний, сроках и месте проведения.
Любое испытание физического состояния (при отборе особенно) следует проводить в форме соревнований.
Соревнование способствует проявлению максимальных возможностей юных спортсменов. Испытания по СФП помимо информационной и контрольной задач имеют большое воспитательное значение.
При проведении повторных испытаний необходимо сохранять все условия предыдущих испытаний. Это касается времени и места испытаний, очерёдности видов, используемых снарядов, процедуры тестирования и подхода к оценке.
Измерение или испытание, проводимое для определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Таких измерений может проводиться очень много, но в качестве тестов могут быть использованы только те, которые отвечают следующим требованиям:
- целенаправленность;
- разработанная методика измерений результатов в тестах и процедура тестирования;
- надежность и информативность;
- разработанная система оценок результатов в тестах;
- контроль (оперативный, текущий или этапный).
Рекомендуется придерживаться определённых методических правил:
Упражнения должны быть предельно просты и в то же время сходны с основными движениями, составляющими программу обучения на этапе отбора и начальной подготовки;
Упражнений должно быть немного, причём важно, чтобы они не дублировали друг друга;
Тест должен измерять лишь один признак, качество или определённый его компонент;
Контрольное упражнение должно поддаваться строгой регламентации и оценке.
Для оценки физического состояния в начальном отборе используется комплекс тестов, которые составляют программу испытаний по СФП. Основная цель этих испытаний – не только определить лучших, но и оценить результаты тестирования. Для этого на основе большого статистического материала разрабатываются специальные оценочные таблицы.
Критерии спортивного отбора.
Педагогические критерии спортивного отбора:
- Уровни развития физических качеств;
- Технико-тактическая подготовленность;
- Спортивно-техническое мастерство;
- Темпы роста спортивных достижений;
- Координационные возможности;
- Способность юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы.
Медико-биологические критерии спортивного отбора:
- Состояние здоровья;
- Биологический возраст;
- Морфофункциональные признаки;
- Состояние функциональных и сенсорных систем организма;
- Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.
Психологические критерии спортивного отбора:
- – особенности темперамента;
- – особенности характера;
- – степень развития волевых качеств.
Глава 2.
Отбор и ориентация детей для занятий джиу-джитсу.
Далее рассмотрим эту тему на конкретном виде спорта – джиу-джитсу. Отбор для занятий джиу-джитсу представляет собой очень сложный и длительный процесс.
- Начальный отбор, связанный с определением спортивной пригодности к занятиям и приёмом в ДЮСШ. Он подразделяется на предварительный этап и основной. На предварительном этапе определяется наличие необходимых для джиу-джитсу задатков и качеств. Нужно установить общую пригодность к занятиям. Оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка, итоги беседы с самим учеником. На основании полученных данных делают предварительное заключение о пригодности ученика к занятиям джиу-джитсу. Результаты изучения в этот период используются главным образом для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для развития у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развития воли. На основном, уже в процессе занятий, окончательно решается вопрос о спортивной пригодности. В связи с этим уточняется вопрос о соответствии задатков и способностей личности путём углублённого обследования и наблюдений за ростом спортивно-технического мастерства. Из числа занимающихся выделяются лица, наиболее успешно усваивающие программный материал начальной специализированной подготовки. Уточняются склонности, способности, интересы и их устойчивость, отношение к занятиям и другие индивидуальные особенности личности ученика. В ходе занятий более глубоко и разносторонне изучаются спортивные способности, взаимосвязи между ними, возможности компенсации недостаточно развитых способностей за счет более развитых, за счет дополнительных усилий самого спортсмена и мастерства тренера.
- На втором этапе идёт более детальное изучение юного спортсмена, прогнозируются его возможности справиться с нагрузками, достичь высоких результатов.
- Третий этап отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобщения результатов углубленного изучения личности, его способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, наличия технической, тактической, теоретической, психологической готовности достойно защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на соревнованиях, вплоть до международных. Большое значение придается психическим и личностным свойствам спортсменов.
Требование джиу-джитсу как вида спорта к способностям занимающихся.
Джиу-джитсу для детей: с какого возраста и какая польза.
Джиу-джитсу — одно из старейших японских единоборств, которое считают родоначальником других типов восточной борьбы. Название джиу-джитсу в переводе с японского означает «искусство мягкости», а его главный принцип звучит как «победить, поддавшись».
Основные принципы.
По японской легенде Сиробэе Акаяме увидел природное явление, вдохновившее его: под натиском бури (или снега) ветки больших деревьев сломались, а ветки ивы прогнулись, потом выпрямились и выжили. После этого он основал школу джиу-джитсу. А главным в учении стал принцип — избегать столкновения и стараться одолеть соперника не силой, а податливостью.
В джиу-джитсу мастер изматывает противника, но всегда бережёт свои силы. Направляет его движения в удобную сторону, заставляет ошибаться, делать резкие движения, а сам уворачивается от них. Когда силы соперника истощаются, мастер прилагает силу, чтобы окончательно повергнуть его.
Философские основы.
Считается, что человек за жизнь строит 4 стены «крепости»:
- здоровье;
- общение;
- знание;
- духовная жизнь.
По японской философии формировать их нужно пока ребенок мал. Таким образом к взрослой жизни у него сложится прочный фундамент из основных жизненных качеств.
Девочки и мальчики.
На занятия по джиу-джитсу принимаются мальчики и девочки. В этот спорт рекомендуется отдавать физически крепких детей, которым ближе некомандный спорт.
В джиу-джитсу главную роль играет уровень техники, и только потом — уровень физической мощи. Здесь нет такой жёсткой силовой борьбы, как в вольной или греко-римской борьбе. Главные преимущества, которые дают занятия девушкам— это поддержание здоровья и хорошей физической формы, а также умение защитить себя»,— рассказывают спортсменки.
С какого возраста( устанавливает федеральный стандарт).
Секции принимают детей с 10 лет. Но на занятия борьбой можно прийти в любом возрасте. Если школа берёт детей помладше, то до более старшего возраста на тренировках они будут заниматься общей подготовкой, обучаться навыкам самостраховки.
Участников соревнований делят на группы в зависимости от возраста:
- мальчики и девочки до 12 лет (10-11 лет);
- юноши и девушки до 15 лет (12-14 лет);
- юниоры и юниорки до 18 лет (15-17 лет);
- юниоры и юниорки до 21 года (18-20 лет);
- мужчины и женщины старше 18 лет.
Присвоение спортивных званий и разрядов по джиу-джитсу.
Этапы спортивной подготовки.
В спортивных школах все дети проходят определенные этапы подготовки. На начальном этапе дети изучают основы джиу-джитсу, укрепляют физические данные, со стороны тренеров им прививается интерес к единоборству.Спортсмены на следующем этапе повышают физическую подготовку, технику и тактику. На двух последних этапах — достигают результатов в спорте и продолжают совершенствоваться.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта джиу-джитсу определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Степень мастерства (разряд)
Существует 7 младших степеней (кю) и 10 старших степеней (данов), каждому разряду соответствует определённый цвет пояса. Чем ниже номер кю, тем выше степень, ранг спортсмена. Юные бойцы до 17 лет могут получить 7 младших разрядов (кю) и 1 старший разряд (дан).
Виды поясов
В джиу-джитсу существует 2 вида поясов: ученические и мастерские. Ученические пояса соответствуют степеням «кю», начинаются от белого и заканчиваются коричневым, а степень «дан» отмечается чёрным поясом. Чтобы повысить свой уровень и получить следующий пояс, ученики проходят аттестацию в соответствии с требованиями программы в каждой секции.
Медицинские противопоказания.
Противопоказаны тренировки по джиу-джитсу детям с заболеваниями позвоночника, сердца, сосудов, кожными инфекционными заболеваниями.
Для приема в спортивную школу нужно принести медицинскую справку с заключением педиатра о допуске к занятиям. Некоторые секции могут попросить предоставить дополнительно ЭхоКГ сердца.
Плюсы.
Джиу-джитсу развивает физические данные:
- Силу
- Выносливость
- Координацию
- Гибкость
- Внимательность
- Реакцию
- умение тактически мыслить
Навыки, полученные на тренировках, дают возможность защитить себя в экстремальной ситуации.
«Джиу-Джитсу позволяет развивать очень сильно и координацию, и физическое состояние, и ловкость, и умения… много всего, в том числе гибкость тела, что немаловажно не только для детей, но и для взрослых. Здесь дети учатся быть сильными, ловкими, быстрыми, нормально ладить в коллективе, учатся и за себя постоять, и помогать учатся», — делится.
Минусы:
Как и в любом виде борьбы, здесь постоянно присутствуют синяки, ушибы, также бывают травмы, переломы, чаще всего в области коленей и локтей. Чтобы снизить риск, на тренировках стоит соблюдать правила безопасности и выполнять инструкции преподавателя.
В любой секции процесс занятий должен строиться с учётом особенностей юного спортсмена и быть последовательным. Каждая тренировка начинается с разминки, а затем тренер переходит к комплексу упражнений.
Техническое оснащение школы, занимающейся спортивной подготовкой, тоже важно. В ней должен размещаться зал для занятий, раздевалки, душевые и медпункт.
С какими трудностями можно столкнуться.
В любом спорте ребёнок сталкивается с трудностями того или иного характера. Это могут быть объективные трудности: не хватает физических данных, тяжело даются нормативы по силе, скорости или гибкости.
Субъективные трудности связаны с восприятием ребёнком того, что происходит. Он может бояться травмироваться или причинить боль сопернику. Переживать из-за результатов или просто потерять мотивацию заниматься дальше. Такие проблемы учитываются при построении тренировок, но ребёнку может потребоваться дополнительная помощь и поддержка.
Заключение
Спортивный отбор в джиу-джитсу просто необходим для подготовки профессиональных спортсменов, где царит огромная конкуренция, для подготовки сборных команд. Отбор определяется характером спорта, он не должен лишать спортивных перспектив, наоборот, должен стимулировать спортивные начинания.
Ребенок, занимающийся джиу-джитсу, уверен в себе, дисциплинирован, умеет контролировать эмоции, переключать внимание, отличается смелостью и силой воли. Также философия джиу-джитсу учит детей относиться уважительно к другим людям и сопернику.
Занимаясь джиу-джитсу, ваш ребёнок откроет для себя философию этого единоборства, будет обладать ловкостью и умением использовать в бою силу врага в своих целях. Помимо этого, представленный вид спорта развивает общие физические и психологические данные и не требует большой экипировки, поэтому является довольно бюджетным спортом.
Список литературы
- Евстафьев Б. В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека / Б. В. Евстафьев // Теория и практика физической культуры. 1986. № 4. С. 49—52.
- Спортивные способности детей: биологические основы : учеб, пособие / под общ. ред.В. М. Волкова. Смоленск, 1981.
- Лейтес II. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. М., 2003.
- Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192с.
- “Основы управления подготовкой юных спортсменов” / по ред. Набатниковой М.Я. – М.: Ф и С, 1982. – 280 с.
- Фарфель В.С. Двигательные способности// Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 12. – с. 27-30.