Амбарцумов Сергей Вазгенович, Амбарцумов Артем Сергеевич
тренеры-преподаватели по ушу (саньда)
Ушу-саньда (саньшоу) как вид спорта родился на основе многовековых традиций китайских боевых искусств и за короткое время получил признание в более чем 70 странах мира, в том числе и в России. Китайское слово “саньда” означает в буквальном переводе “неканонизированные удары” или “свободные удары”.
При подготовке спортсменов в различных видах единоборств очень важным является вопрос развития скоростных качеств. Особенно это важно для видов спорта применяющих ударную технику. Мгновенное сокращение дистанции, разрыв дистанции, уход с линии атаки, быстрое нанесение ударов, – все это требуется выполнять на высокой скорости. Большую помощь в развитии этих качеств может оказать использование принципов внутренних стилей ушу. В подготовке своих спортсменов, мы базировались на дисциплине «тай цзи цюань», стиль Ян. Какие же это принципы и что они дают?
- Психофизические принципы (в них закладывается осознанная связь мозг-тело).
- Физические принципы и правила баланса и движения тела.
- Дыхательные методы и правила.
Поскольку 2 и 3 разделы достаточно подробно рассмотрены во многих внешних системах единоборств, на них останавливаться мы не будем. А вот психофизические принципы внутренних стилей не так хорошо известны, поэтому этот раздел мы рассмотрим поподробнее.
Психофизические принципы.
- Быть мягким, расслабленным. Расслабление дает возможность обрести пластичность и эластичность мышц, улучшает функционирование дыхательной и кровеносной систем, развивает ясность мышления, помогает бороться со страхом. Каждая мышца тела находится в состоянии непрерывного частичного напряжения даже во время отдыха (мышечный тонус). А при выполнении любого упражнения требуются усилия и увеличение напряжения, путем сокращения мышц. В «тай цзи цюань» акцентируют внимание при выполнении любого упражнения на расслаблении всех групп мышц не участвующих в данном движении. Если этого не происходит, то движение становится судорожным, так как остаточные напряжения в мышцах-антагонистах препятствуют ему. Например, если мы наносим рукой прямой удар, выпрямляем руку, то должны работать мышцы-разгибатели, а напряжение в мышцах-сгибателях тормозит удар, т.е. происходит борьба с самим собой, что портит движение и снижает его скорость и требует дополнительных затрат энергии. Поэтому умение расслабить мышцы не участвующие в движении способствуют эффективности, – минимум усилий для достижения максимального результата. Использовать только те мышцы, которые требуются для выполнения конкретного действия, и не использовать при этом другие означает действовать эффективно.
- Не спешить. На начальной стадии обучения все движения выполняются медленно, преследуя 7 целей:
- даёт начинающему время подумать, т.е. время для концентрации на выполнение каждого движения (приема);
- заставляет ученика всё своё внимание уделять данному упражнению, в противном случае его внимание становится отрывочным, и упражнение полностью расстраивается;
- предотвращает разрыв мускульной ткани от неожиданного напряжения, дает время мускулам на разогрев;
- делает более легкой для тренера возможность заметить и исправить ошибки, которые совершает воспитанник;
- препятствует использование инерции и заставляет правильно работать каждую мышцу для выполнения данного приема;
- обучает хорошему балансу тела путем мышечного контроля и координации, развивает кинестетическое ощущение (кинестетическое ощущение – это способность чувствовать мышцы расслабленными и сокращенными, знать, что делает каждая мышца, это также способность чувствовать и знать положение каждой мышцы и кости в движении) [3];
- предотвращает закрепощенность человека и помогает расслабиться.
- Не быть агрессивным. Это не значит быть пассивным, – это внутреннее состояние контроля своих желаний. Например, желание нанести удар вызывает напряжение многих мышц, которые будут препятствовать быстрому и точному выполнению удара, ломает дыхание. Нужно научиться делать правильно любые движения спонтанно, от ситуации. Отсюда вытекает следующий принцип.
- Быть естественным (непринужденным). Каждое движение должно исполняться в состоянии спокойного сознания. Конечности не должны быть жесткими и выпрямленными в суставах до максимума, т.е. даже на конечной фазе движения конечностей на разгиб, в суставах должны сохраняться естественные сгибы.
Чтобы оставаться естественным, нужно сохранять мозг раскрепощенным, что дает свободу, непосредственность, непредвзятость.
- Быть чувствительным. Вы реагируете на настоящее через заслон прошлого. Опыт прошлых мыслей и эмоций часто мешает нам видеть настоящее неискаженным. Нужно избавиться от предвзятости и воспринимать ситуацию вне какого-то знания, тогда не будет искажения происходящего, и ответные реакции будут верными.
- Быть сдержанным. Это значит:
- никогда не шагать так далеко как это возможно,
- никогда не вытягивать руки как можно дальше (не блокируйте свое движение),
- оставляйте часть конца каждого движения для начала последующего.
- Быть всегда в движении (перетекании). В живой природе нет ничего статичного, все вокруг постоянно изменяется. Все что неподвижно – мертво. При выполнении любого движения чередуются напряжение и расслабление различных мышц. Перемещение веса тела с одной ноги на другую позволяет делать одну сторону туловища мягкой, а другую жесткой. В результате смены сокращений и расслаблений скелетных мышц, улучшается циркуляция крови, и человек чувствует себя более расслабленным и не утомленным.
8.Поддерживай неразрывность. Это понимание цельности. Начало – это конец, конец – это начало. Т.е. конечная фаза каждого движения должна являться началом для следующего.
9.Находиться в гармонии. Поединок предполагает взаимосвязь двух соперников. Поэтому нужно вырабатывать навык не препятствовать силе противника, а контролировать ее и управлять ей. Это достигается созданием единой системы ты и соперник.
Теперь возвращаемся к практическому применению предложенной темы – «Использование принципов внутренних стилей ушу для развития скорости ударов спортсменов ушу – саньда».
За время многолетнего опыта работы тренером, нами использовались различные формы тренировок. Одни группы спортсменов занимались по общепринятым методикам подготовки спортсменов единоборств внешних стилей. А в других группах, после изучения ими базовой техники, добавлялись методы тренировок из внутренних стилей ушу, в частности стиля «тай цзи цюань».
Как это происходило? Для начала, спортсмены, после овладения базовой техникой, обучались 24-й форме «тай цзи цюань», стиля Ян. На базе этой формы спортсмены начинали понимать многие аспекты движения, дыхания, изменения психофизических процессов. После этого переходили к изменению качества изученной ими базовой техники, используя методики и навыки, приобретенные при изучении «тай цзи цюань». Эта работа дала хороший эффект. Ребята, занимающиеся в этих группах стали превосходить своих товарищей из других групп в ответных реакциях на действия соперников, в скорости передвижения и нанесения ударов.
И, в заключение, хотим предложить ряд упражнений, которые использовались с учётом принципов внутренних школ. Рассмотрим на примере изучения прямого удара рукой в голову.
Упражнение №1:
Исходное положение (И.П.) – спортсмен находится в левосторонней стойке, руки у подбородка. Находясь в этом положении, ученик старается максимально расслабить все мышцы тела, которые не участвуют в сохранении боевой стойки. Для выполнения этой задачи он сознанием пробегает сверху вниз, от мышц лица до ступней ног, и там где фиксирует напряжения, сбрасывает их на выдохе, одновременно расслабляя мышцы. Когда это упражнение осваивается, и спортсмен быстро и практически сразу принимает боевую стойку, будучи в расслабленном состоянии, можно приступать к упражнению №2.
Упражнение №2.
И.П. – левосторонняя боевая стойка, спортсмен расслаблен. Ученик медленно и одновременно выполняет сразу 4 движения:
- выполняет толчок правой ногой, закручивая носок и бедро правой ноги внутрь,
- поворачивает туловище справа налево,
- разгибает правую руку, нанося прямой удар,
- выполняет шаг левой ногой вперед.
Очень важно, все эти движения выполнять как можно медленнее и одновременно синхронизируя движения ног, туловища и руки.
Упражнение №3.
Упражнение №3, является продолжением упражнения №2. Спортсмен начинает выполнять одновременно 4 движения упражнения №2, и старается добиться такого исполнения этих движений, чтобы завершающая фаза удара рукой совпала с постановкой левой ноги на пол и одновременным подтягиванием правой ноги для сохранения правильного положения ног (расстояние между ногами становится как в основной стойке). Это движение напоминает подскок, но выполнять его нужно тоже, насколько возможно, медленно.
Упражнение №4.
Это выполнение упражнения №3, только с каждым разом увеличивая скорость, при этом очень важно быть максимально расслабленным. Полезно, после многократного выполнения упражнения №4, возвращаться к нескольким повторениям упражнений №1 – 3. Со временем необходимость в этом отпадет, а координация движений сохраниться. Упражнения №2 – 4 выполняются на выдохе.
В силу специфики и характерных особенностей боевых искусств, в общей совокупности выполняемых упражнений для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Любые задержки дыхания, вызванные отсутствием контроля над ним, приводят к скованности движений и затрудняют растягивание мышц, так как мышцы не получают достаточное количество кислорода. Умение расслабляться – это то качество, без которого невозможно добиться каких-либо серьезных результатов в любой двигательной деятельности.
Список используемой литературы
- Гожин В.В., Микрюков В.Ю., Туманян Г.С., Единоборства – виды спорта, учебные дисциплины и объекты научного исследования, Москва, Советский спорт, 2002
- Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания, Москва, Физкультура и спорт,1996
- Музруков Г.Н., Основы ушу. Учебник для спортивных школ. Сочи, Пик, 2002
- Туманян Г.С., Гожин В.В. , Психологическая подготовка единоборцев, Москва, Советский спорт, 2002
- Харацидис С.К., Оперативное планирование тренировочной деятельности, Москва, Советский спорт, 2002
- Чувалов Е.В., Ушу. Учебная программа, Москва, Феникс, 2002
Амбарцумов Сергей Вазгенович, Амбарцумов Артем Сергеевич
Для ГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств»