pam pam

Практические рекомендации по подготовке мастер-класса в дисциплине саньда

Амбарцумов Сергей Вазгенович, Амбарцумов Артем Сергеевич

тренеры-преподаватели по ушу (саньда)

 

Ушу-саньда (саньшоу) как вид спорта родился на основе многовековых традиций китайских боевых искусств и за короткое время получил признание в более чем 70 странах мира, в том числе и в России. Китайское слово “саньда” означает в буквальном переводе “неканонизированные удары” или “свободные удары”.

При подготовке спортсменов в различных видах единоборств очень важным является вопрос развития скоростных качеств. Особенно это важно для видов спорта применяющих ударную технику. Мгновенное сокращение дистанции, разрыв дистанции, уход с линии атаки, быстрое нанесение ударов, – все это требуется выполнять на высокой скорости. Большую помощь в развитии этих качеств может оказать использование принципов внутренних стилей ушу. В подготовке своих спортсменов, мы базировались на дисциплине «тай цзи цюань», стиль Ян. Какие же это принципы и что они дают?

  1. Психофизические принципы (в них закладывается осознанная связь мозг-тело).
  2. Физические принципы и правила баланса и движения тела.
  3. Дыхательные методы и правила.

Поскольку 2 и 3 разделы достаточно подробно рассмотрены во многих внешних системах единоборств, на них останавливаться мы не будем. А вот психофизические принципы внутренних стилей не так хорошо известны, поэтому этот раздел мы рассмотрим поподробнее.

Психофизические принципы.

  1. Быть мягким, расслабленным. Расслабление дает возможность обрести пластичность и эластичность мышц, улучшает функционирование дыхательной и кровеносной систем, развивает ясность мышления, помогает бороться со страхом. Каждая мышца тела находится в состоянии непрерывного частичного напряжения даже во время отдыха (мышечный тонус). А при выполнении любого упражнения требуются  усилия и увеличение напряжения, путем сокращения мышц. В «тай цзи цюань» акцентируют внимание при выполнении любого упражнения на расслаблении всех групп мышц не участвующих в данном движении. Если этого не происходит, то движение становится судорожным, так как остаточные напряжения в мышцах-антагонистах препятствуют ему. Например, если мы наносим рукой прямой удар, выпрямляем руку, то должны работать мышцы-разгибатели, а напряжение в мышцах-сгибателях тормозит удар, т.е. происходит борьба с самим собой, что портит движение и снижает его скорость и требует дополнительных затрат энергии. Поэтому умение расслабить мышцы не участвующие в движении способствуют эффективности, – минимум усилий для достижения максимального результата. Использовать только те мышцы, которые требуются для выполнения конкретного действия, и не использовать при этом другие означает действовать эффективно.
  2. Не спешить. На начальной стадии обучения все движения выполняются медленно, преследуя 7 целей:
  • даёт начинающему время подумать, т.е. время для концентрации на выполнение каждого движения (приема);
  • заставляет ученика всё своё внимание уделять данному упражнению, в противном случае его внимание становится отрывочным, и упражнение полностью расстраивается;
  • предотвращает разрыв мускульной ткани от неожиданного напряжения, дает время мускулам на разогрев;
  • делает более легкой для тренера возможность заметить и исправить ошибки, которые совершает воспитанник;
  • препятствует использование инерции и заставляет правильно работать каждую мышцу для выполнения данного приема;
  • обучает хорошему балансу тела путем мышечного контроля и координации, развивает кинестетическое ощущение (кинестетическое ощущение – это способность чувствовать мышцы расслабленными и сокращенными, знать, что делает каждая мышца, это также способность чувствовать и знать положение каждой мышцы и кости в движении) [3];
  • предотвращает закрепощенность человека и помогает расслабиться.
  1. Не быть агрессивным. Это не значит быть пассивным, – это внутреннее состояние контроля своих желаний. Например, желание нанести удар вызывает напряжение многих мышц, которые будут препятствовать быстрому и точному выполнению удара, ломает дыхание. Нужно научиться делать правильно любые движения спонтанно, от ситуации. Отсюда вытекает следующий принцип.
  2. Быть естественным (непринужденным). Каждое движение должно исполняться в состоянии спокойного сознания. Конечности не должны быть жесткими и выпрямленными в суставах до максимума, т.е. даже на конечной фазе движения конечностей на разгиб, в суставах должны сохраняться естественные сгибы.

Чтобы оставаться естественным, нужно сохранять мозг раскрепощенным, что дает свободу, непосредственность, непредвзятость.

  1. Быть чувствительным. Вы реагируете на настоящее через заслон прошлого. Опыт прошлых мыслей и эмоций часто мешает нам видеть настоящее неискаженным. Нужно избавиться от предвзятости и воспринимать ситуацию вне какого-то знания, тогда не будет искажения происходящего, и ответные реакции будут верными.
  2. Быть сдержанным. Это значит:
  • никогда не шагать так далеко как это возможно,
  • никогда не вытягивать руки как можно дальше (не блокируйте свое движение),
  • оставляйте часть конца каждого движения для начала последующего.
  1. Быть всегда в движении (перетекании). В живой природе нет ничего статичного, все вокруг постоянно изменяется. Все что неподвижно – мертво. При выполнении любого движения чередуются напряжение и расслабление различных мышц. Перемещение веса тела с одной ноги на другую позволяет делать одну сторону туловища мягкой, а другую жесткой. В результате смены сокращений и расслаблений скелетных мышц, улучшается циркуляция крови, и человек чувствует себя более расслабленным и не утомленным.

8.Поддерживай неразрывность. Это понимание цельности. Начало – это конец, конец – это начало. Т.е. конечная фаза каждого движения должна являться началом для следующего.

9.Находиться в гармонии. Поединок предполагает взаимосвязь двух соперников. Поэтому нужно вырабатывать навык не препятствовать силе противника, а контролировать ее и управлять ей. Это достигается созданием единой системы ты и соперник.

Теперь возвращаемся к практическому применению предложенной темы – «Использование принципов внутренних стилей ушу для развития скорости ударов спортсменов ушу – саньда».

За время многолетнего опыта работы тренером, нами использовались различные формы тренировок. Одни группы спортсменов занимались по общепринятым методикам подготовки спортсменов единоборств внешних стилей. А в других группах, после изучения ими базовой техники, добавлялись методы тренировок из внутренних стилей ушу, в частности стиля «тай цзи цюань».

Как это происходило? Для начала, спортсмены, после овладения базовой техникой, обучались 24-й форме «тай цзи цюань», стиля Ян. На базе этой формы спортсмены начинали понимать многие аспекты движения, дыхания, изменения психофизических процессов. После этого переходили к изменению качества изученной ими базовой техники, используя методики и навыки, приобретенные при изучении «тай цзи цюань». Эта работа дала хороший эффект. Ребята, занимающиеся в этих группах стали превосходить своих товарищей из других групп в ответных реакциях на действия соперников, в скорости передвижения и нанесения ударов.

И, в заключение, хотим предложить ряд упражнений, которые использовались с учётом принципов внутренних школ. Рассмотрим на примере изучения прямого удара рукой в голову.

Упражнение №1:

Исходное положение (И.П.) – спортсмен находится в левосторонней стойке, руки у подбородка. Находясь в этом положении,  ученик старается максимально расслабить все мышцы тела, которые не участвуют в сохранении боевой стойки. Для выполнения этой задачи он сознанием пробегает сверху вниз, от мышц лица до ступней ног, и там где фиксирует напряжения, сбрасывает их на выдохе, одновременно расслабляя мышцы. Когда это упражнение осваивается, и спортсмен быстро и практически сразу принимает боевую стойку, будучи в расслабленном состоянии,  можно приступать к упражнению №2.

Упражнение №2.

И.П. – левосторонняя боевая стойка, спортсмен расслаблен. Ученик медленно и одновременно выполняет сразу 4 движения:

  • выполняет толчок правой ногой, закручивая носок и бедро правой ноги внутрь,
  • поворачивает туловище справа налево,
  • разгибает правую руку, нанося прямой удар,
  • выполняет шаг левой ногой вперед.

Очень важно, все эти движения выполнять как можно медленнее и одновременно синхронизируя движения ног, туловища и руки.

Упражнение №3.

Упражнение №3, является продолжением упражнения №2. Спортсмен начинает выполнять одновременно 4 движения упражнения №2, и старается добиться такого исполнения этих движений, чтобы завершающая фаза удара рукой совпала с постановкой левой ноги на пол и одновременным подтягиванием правой ноги для сохранения правильного положения ног (расстояние между ногами становится как в основной стойке). Это движение напоминает подскок, но выполнять его нужно тоже, насколько возможно, медленно.

Упражнение №4.

Это выполнение упражнения №3, только с каждым разом увеличивая скорость, при этом очень важно быть максимально расслабленным. Полезно, после многократного выполнения упражнения №4, возвращаться к нескольким повторениям упражнений №1 – 3. Со временем необходимость в этом отпадет, а координация движений сохраниться. Упражнения №2 – 4 выполняются на выдохе.

В силу специфики и характерных особенностей боевых искусств, в общей совокупности выполняемых упражнений для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Любые задержки дыхания, вызванные отсутствием контроля над ним, приводят к скованности движений и затрудняют растягивание мышц, так как мышцы не получают достаточное количество кислорода. Умение расслабляться – это то качество, без которого невозможно добиться каких-либо серьезных результатов в любой двигательной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Гожин В.В., Микрюков В.Ю., Туманян Г.С., Единоборства – виды спорта, учебные дисциплины и объекты научного исследования, Москва, Советский спорт, 2002
  2. Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания, Москва, Физкультура и спорт,1996
  3. Музруков Г.Н., Основы ушу. Учебник для спортивных школ. Сочи, Пик, 2002
  4. Туманян Г.С., Гожин В.В. , Психологическая подготовка единоборцев, Москва, Советский спорт, 2002
  5. Харацидис С.К., Оперативное планирование тренировочной деятельности, Москва, Советский спорт, 2002
  6. Чувалов Е.В., Ушу. Учебная программа, Москва, Феникс, 2002

Амбарцумов Сергей Вазгенович, Амбарцумов Артем Сергеевич

Для ГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств»