pam pam

Сотрудничество тренера и спортсмена – залог хорошего результата

Волков Андрей Михайлович, тренер-преподаватель по спортивной борьбе

В профессиональной, весьма многогранной, деятельности тренера раскрывается то, что ему необходимо знать и уметь делать для подготовки высококвалифицированного спортсмена.

Целенаправленный и правильно руководимый педагогом-тренером тренировочный процесс требует проявления трудолюбия, настойчивости, товарищеской поддержки. Участие в спортивной деятельности является хорошей школой воспитания у подростков инициативы, самостоятельности, организационных навыков, гражданской и общественной активности, коллективизма.

Таким образом, вся учебно-тренировочная работа предполагает и требует управления со стороны тренера и учителя нравственно-волевым воспитанием с использованием специально подобранных средств и методов образовательного и тренировочного процесса, главными из которых являются: совместное сотрудничество тренера и спортсменов; превращение педагогического управления в самовоспитание личности спортсмена; позиция тренера.

Совместная жизнедеятельность (сотрудничество) тренера и спортсменов в решении общих задач обеспечивает существование и развитие спортивного коллектива. Любой коллектив, создаваемый тренером, в том числе и спортивная команда, складывается из отдельных личностей, имеющих свои психолого-личностные особенности. В совместной жизнедеятельности при решении комплекса учебно-тренировочных и воспитательных задач именно от тренера зависит, какие чувства, поступки, нравственные ориентиры будут преобладающими у его воспитанников.

Тренер, спортивный педагог как создатель и руководитель спортивного коллектива, отличаясь стилем педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный), должен быть человеком высоких нравственных качеств, чутким и внимательным, но в то же время требовательным. Должен обладать такими качествами, которые он хочет воспитать у спортсменов.

Большинство тренеров, которых уважают ученики, становятся для них образцами для подражания. При этом если педагог ответственен за свою профессию, он должен взять на себя и ряд обязанностей, связанных с нею. Одна из них – быть примером в поведении и поступках для спортсменов. Это необходимо не только ради своих учеников, но и ради профессии и для самоутверждения самого себя как личности.

Первейшей же обязанностью перед учениками такой тренер должен считать заботу о том, чтобы они полностью раскрыли свои потенциальные возможности и в учебе, и в спорте, и в жизни.

Превращение педагогического управления в самовоспитание личности спортсмена, важные компоненты которого – тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции, программы по самосовершенствованию в спорте и жизни, является одним из условий воспитания личности спортсмена.

Высшей точкой интеллектуального и личностного роста является тот момент, когда спортсмен научится самообразовываться и само воспитываться. Под самовоспитанием понимается сознательная, систематическая работа личности над собой, направленное формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с личными потребностями и сложившимися идеалами.

Практика показывает, что существенным признаком воспитанности спортсмена является его отношение к самосовершенствованию. Становление спортсменов, занимающихся самовоспитанием, продвигается успешнее, так как в нем заложены механизмы, самоуправляющие личностью, чем тех, кто самовоспитанием не занимается,  или же настроен к нему негативно. Исследования показывают, что важнейшими мотивами самовоспитания спортсменов на пути становления их педагогической направленности являются: стремление соответствовать требованиям положительной нравственности; желание быть примером в спорте, труде, учебе; походить на тренера; занимать в коллективе активную и творческую позицию. Как правило, стремление к самовоспитанию побуждается не одним, а несколькими мотивами, одни из которых доминируют и, таким образом, являются наиболее значимыми и тенденциозными.

Забота тренера – подготовить программу по самосовершенствованию, как для отдельного воспитанника, так и для коллектива в целом, чтобы процесс самовоспитания личности спортсмена основывался на морально-этических принципах и имел ценностные ориентации. Для эффективной воспитательной работы с подростками необходима продуманная система последовательных упражнений в нравственном поведении, организация полезной деятельности, формирующей положительный нравственный опыт, обязательные тренинги по «саморегуляции» своего поведения.

В случае обучения единоборствам эта задача является насущной необходимостью, а не просто рекомендацией.

Специалисты справедливо указывают, что современный тренер должен владеть:

  1. научными методами сбора и переработки, фиксации и хранения необходимой информации;
  2. научными методами диагностики юных спортсменов, процесса их обучения и воспитания;
  3. научными методами организации педагогического труда.

Умение донести до учащихся перспективу будущих достижений, сделать ее близкой и понятной – основной элемент организации труда тренера. Под влиянием тренера работа в контакте с педагогическим коллективом школы и родителями, а также при участии самих подростков формирует нравственный облик будущего гражданина.

Позиция тренера должна быть особой. Он живет единой жизнью со своими подопечными, радуясь успехам каждого из них и вместе с тем формируя у них сверхзадачу на самосовершенствование в спорте, ориентируя их на воспитание в себе положительных доминант поведения в любой жизненной ситуации. Педагогический принцип тренера – воспитание действием. Это лучший способ привить уважительное отношение к любому виду спорта, к педагогическому труду вообще.

Какие качества нужны тренеру как образцу для подражания? Это специалист, который выбрал свою профессию по зову души и сердца, стремится добиться определенного общественного положения и знает свое место в жизни, пытается в практической работе так строить программу подготовки своих воспитанников, чтобы помочь в достижении главных жизненных целей. Такой человек может быть образцом. Если  он сочетает основные личностные потребности с профессиональными, способен учитывать их в работе со спортсменами, то он достоин подражания. Наиболее значимыми в педагогической работе тренера должны быть: проявление доброты, внимание, чуткость; высокий моральный облик и образованность; уверенность в себе и внутреннее спокойствие; статус (определенное социальное положение); стремление к достижению успеха; атмосфера признания и одобрения; самоуважение; желание и стремление испытывать себя.

Список используемой литературы

  1. Гожин В.В., Микрюков В.Ю., Туманян Г.С., Единоборства – виды спорта, учебные дисциплины и объекты научного исследования, Москва, Советский спорт, 2002;
  2. Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания, Москва, Физкультура и спорт,1996;
  3. Туманян Г.С., Гожин В.В. , Психологическая подготовка единоборцев, Москва, Советский спорт, 2002;
  4. Харацидис С.К., Оперативное планирование тренировочной деятельности, Москва, Советский спорт, 2002;
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.:Питер, 2002;
  6. Научная организация учебного процесса: В. А. Белогурова — Санкт-Петербург, Медицина, 2003;
  7. Психология спорта: Е. П. Ильин — Санкт-Петербург, Питер, 2008 г.- 352 с.

Волков Андрей Михайлович, тренер-преподаватель по спортивной борьбе

Для ГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств»