pam pam

Тренировочный процесс как культура межличностного взаимодействия

Кулагин Алексей Сергеевич, тренер-преподаватель по дзюдо

      Тренировочный процесс – это комплекс не только средств и методов повышения подготовленности спортсмена с целью достижения максимально возможного результата, но и постоянный диалог между тренером и его подопечным. От того, насколько это межличностно-функциональное взаимодействие организованно, зависит взаимопонимание между тренером и спортсменом а, следовательно, и качество всего тренировочного процесса.

Характер взаимоотношений тренера со спортсменами складывается под влиянием многих факторов, среди которых – как личностные, так и деловые качества, прежде всего наставника, так же связан со следующим пониманием сути дисциплины и способами ее поддержания.

         Авторитарный и либеральный тренеры считают, что поддерживать дисциплину – значит «держать спортсменов в порядке», т.е. заставлять их делать то, чего они не хо­тят. Первый использует для этого жесткие требования и наказания за непослушание, а второй – своего рода «сделку» со спортсменами по типу: «Ты мне – я тебе»

         Демократичный педагог исходит из понимания дисциплины как «справедливого порядка», который удобен и для тренера, и для спортсменов, а, следовательно, исполняется без принуждения. При таком подходе основной способ поддержания дисциплины – справедливые требования к спортсменам, введение справедливых групповых норм, регулирующих поведение в спортивной команде.

Разные технологии воспитания представляют собой разные педагогические культуры:

  • «культуру подавления» (авторитарная технология);
  • «культуру разрешения» (либеральная);
  • «культуру справедливости» (демократи­ческая).

«Культура подавления» базируется на концепции двух групп: «внешней» и «внутренней», где вторая обладает рядом привилегий по сравнению с первой.                     Авторитарный педагог относит себя к «внутренней» группе, а воспитан­ников – к «внешней». Отсюда возника­ют две справедливости: одна для педагога, другая – для учеников. Последним педагог четко дает понять, что он – главное лицо, и только его привилегией является принятие решений, кон­троль, оценка, а те, кто не подчиняется требованиям, будут наказаны.

      Таким образом, дисциплина уче­ников в «культуре подавления» держит­ся на страхе наказания, который,  «закономерно» по­буждает воспитанников быть скрытны­ми, лгать, выкручиваться, чтобы избе­жать наказания. Именно поэтому «куль­тура подавления» формирует дис­циплину двойной морали по прин­ципу: «Знаю, что нельзя, но если никто не узнает, то можно».

«Культура разрешения» тоже базируется на концепции двух групп, а значит, предполагает наличие двух справедливостей: одной для педагога (с очевидными привилегиями), другой – для учеников.

         Однако либеральный педагог ут­верждает свое главенство иначе, чем авторитарный. Он предлагает воспи­танникам «сделку» по принципу: «Если вы будете хороши для меня, то и я буду хорош для вас». Первая часть здесь означает, что ученики должны демонстрировать отличное поведение во всех случаях, когда педагогу пред­стоит защищать «честь мундира» (при­сутствие значимых посторонних лиц, оценка качества работы педагога и т.п.). Вторая часть – обещание награ­ды за «примерное поведение» (может быть, подарков, но главное – разреше­ния в других ситуациях делать все, что они хотят).

         Таким образом, в «культуре раз­решения» именно ожидание такой «наг­рады» дисциплинирует учеников в ситу­ациях, когда это необходимо их наста­внику. И если ученики «не подводят» либерального педагога, то в ответ он игнорирует или даже покрывает их не­благовидные поступки спортсменов (например, всевозможные нарушения спортивного режима). Поэтому «куль  тура разрешения» формирует дис­циплину двойной морали по прин­ципу: «Знаю, что нельзя, но если очень хочется, то можно».

«Культура справедливости» основывается на концепции «одной семьи», т.е. одной группы с общей справедливостью и для педагога, и для учеников. Демократичный наставник формирует у воспитанников дисцип­лину нравственного выбора, осно­ванную на добровольном подчине­нии справедливым нормам и тре­бованиям.

          В данной концепции педагог руководствуется двумя основными принципами:

  • не заменять собой учеников, но быть рядом; давать им свободу выбора, возможность про­явить себя, оказывая при этом под­держку – и когда им хорошо, и когда им плохо;
  • руководствоваться «нормальной честностью» (не обманывать учеников, искренне проявлять свои чувства и побуждать их к тому же); проявлять искреннее стремление понять воспитанников, уме­ние «поставить себя на их место»; заменять наказания «честными последствиями», т.е. мерами, прямо вы­текающими из сути проступка и не уни­жающими ученика.

         Следуя этим принципам, в ситуа­ции нарушения воспитанником справедливой нормы поведения рекомендуется следующий алгоритм взаимодействия педагога и ученика:

1-й шаг– «Понимание» – выразить воспитаннику понимание его чувств, намерений, зна­чимости для него данных действий;

2-й шаг– «Напоминание» – напомнить ученику, что является справедливым в этой ситуа­ции (т.е. норму);

3-й шаг – «Указание» – прямо указать ученику, что он должен делать;

4-й шаг – «Предупреждение» – предупреждение о «чест­ных последствиях», к которым педагог будет вынужден прибегнуть в случае неподчинения;

5-й шаг – «Организация последст­вий» – в случае необходимости наказание, которое ученик, по сути, сам выбрал.

        Данный алгоритм может завер­шиться на любом шаге, т.е. как только будет достигнуто взаимопонимание. Если ученик уже после первого шага понял, что нужно делать, педагог дол­жен оказать ему эмоциональную под­держку, похвалить. Если ученик не по­нял, педагог переходит ко второму ша­гу и т.д. При положительном выборе ученика эмоциональная поддержка обя­зательна на любом шаге.

        Способы поддержания дисцип­лины касаются как отдельных воспи­танников, так и группы в целом. А по­скольку авторитарные, либеральные и демократичные педагоги по-разному формируют нормы взаимоотношений в группе, то они по-разному используют и саму спортивную группу в воспитательном про­цессе.

        Главенствующую роль в современном обеспечение высоко интенсивного ценностного обмена играют психолого-педагогические характеристики деятельности тренера, в число которых входят стиль руководства тренера, его активность во взаимодействии со спортсменами и педагогическое мастерство.

 

Список использованной литературы.

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология, М., Гардарика, 2003, 480с.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта, СПб., Питер, 2008, 352с.
  3. Кановская М.В., Педагогика. Культура общения, М., АСТ, 2010, 210с.
  4. Максименко С.Д., Общая психология, М., 2004, 528с.

Кулагин Алексей Сергеевич, тренер-преподаватель по дзюдо

Для ГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств»