Кулагин Алексей Сергеевич, тренер-преподаватель по дзюдо
Тренировочный процесс – это комплекс не только средств и методов повышения подготовленности спортсмена с целью достижения максимально возможного результата, но и постоянный диалог между тренером и его подопечным. От того, насколько это межличностно-функциональное взаимодействие организованно, зависит взаимопонимание между тренером и спортсменом а, следовательно, и качество всего тренировочного процесса.
Характер взаимоотношений тренера со спортсменами складывается под влиянием многих факторов, среди которых – как личностные, так и деловые качества, прежде всего наставника, так же связан со следующим пониманием сути дисциплины и способами ее поддержания.
Авторитарный и либеральный тренеры считают, что поддерживать дисциплину – значит «держать спортсменов в порядке», т.е. заставлять их делать то, чего они не хотят. Первый использует для этого жесткие требования и наказания за непослушание, а второй – своего рода «сделку» со спортсменами по типу: «Ты мне – я тебе»
Демократичный педагог исходит из понимания дисциплины как «справедливого порядка», который удобен и для тренера, и для спортсменов, а, следовательно, исполняется без принуждения. При таком подходе основной способ поддержания дисциплины – справедливые требования к спортсменам, введение справедливых групповых норм, регулирующих поведение в спортивной команде.
Разные технологии воспитания представляют собой разные педагогические культуры:
- «культуру подавления» (авторитарная технология);
- «культуру разрешения» (либеральная);
- «культуру справедливости» (демократическая).
«Культура подавления» базируется на концепции двух групп: «внешней» и «внутренней», где вторая обладает рядом привилегий по сравнению с первой. Авторитарный педагог относит себя к «внутренней» группе, а воспитанников – к «внешней». Отсюда возникают две справедливости: одна для педагога, другая – для учеников. Последним педагог четко дает понять, что он – главное лицо, и только его привилегией является принятие решений, контроль, оценка, а те, кто не подчиняется требованиям, будут наказаны.
Таким образом, дисциплина учеников в «культуре подавления» держится на страхе наказания, который, «закономерно» побуждает воспитанников быть скрытными, лгать, выкручиваться, чтобы избежать наказания. Именно поэтому «культура подавления» формирует дисциплину двойной морали по принципу: «Знаю, что нельзя, но если никто не узнает, то можно».
«Культура разрешения» тоже базируется на концепции двух групп, а значит, предполагает наличие двух справедливостей: одной для педагога (с очевидными привилегиями), другой – для учеников.
Однако либеральный педагог утверждает свое главенство иначе, чем авторитарный. Он предлагает воспитанникам «сделку» по принципу: «Если вы будете хороши для меня, то и я буду хорош для вас». Первая часть здесь означает, что ученики должны демонстрировать отличное поведение во всех случаях, когда педагогу предстоит защищать «честь мундира» (присутствие значимых посторонних лиц, оценка качества работы педагога и т.п.). Вторая часть – обещание награды за «примерное поведение» (может быть, подарков, но главное – разрешения в других ситуациях делать все, что они хотят).
Таким образом, в «культуре разрешения» именно ожидание такой «награды» дисциплинирует учеников в ситуациях, когда это необходимо их наставнику. И если ученики «не подводят» либерального педагога, то в ответ он игнорирует или даже покрывает их неблаговидные поступки спортсменов (например, всевозможные нарушения спортивного режима). Поэтому «куль тура разрешения» формирует дисциплину двойной морали по принципу: «Знаю, что нельзя, но если очень хочется, то можно».
«Культура справедливости» основывается на концепции «одной семьи», т.е. одной группы с общей справедливостью и для педагога, и для учеников. Демократичный наставник формирует у воспитанников дисциплину нравственного выбора, основанную на добровольном подчинении справедливым нормам и требованиям.
В данной концепции педагог руководствуется двумя основными принципами:
- не заменять собой учеников, но быть рядом; давать им свободу выбора, возможность проявить себя, оказывая при этом поддержку – и когда им хорошо, и когда им плохо;
- руководствоваться «нормальной честностью» (не обманывать учеников, искренне проявлять свои чувства и побуждать их к тому же); проявлять искреннее стремление понять воспитанников, умение «поставить себя на их место»; заменять наказания «честными последствиями», т.е. мерами, прямо вытекающими из сути проступка и не унижающими ученика.
Следуя этим принципам, в ситуации нарушения воспитанником справедливой нормы поведения рекомендуется следующий алгоритм взаимодействия педагога и ученика:
1-й шаг– «Понимание» – выразить воспитаннику понимание его чувств, намерений, значимости для него данных действий;
2-й шаг– «Напоминание» – напомнить ученику, что является справедливым в этой ситуации (т.е. норму);
3-й шаг – «Указание» – прямо указать ученику, что он должен делать;
4-й шаг – «Предупреждение» – предупреждение о «честных последствиях», к которым педагог будет вынужден прибегнуть в случае неподчинения;
5-й шаг – «Организация последствий» – в случае необходимости наказание, которое ученик, по сути, сам выбрал.
Данный алгоритм может завершиться на любом шаге, т.е. как только будет достигнуто взаимопонимание. Если ученик уже после первого шага понял, что нужно делать, педагог должен оказать ему эмоциональную поддержку, похвалить. Если ученик не понял, педагог переходит ко второму шагу и т.д. При положительном выборе ученика эмоциональная поддержка обязательна на любом шаге.
Способы поддержания дисциплины касаются как отдельных воспитанников, так и группы в целом. А поскольку авторитарные, либеральные и демократичные педагоги по-разному формируют нормы взаимоотношений в группе, то они по-разному используют и саму спортивную группу в воспитательном процессе.
Главенствующую роль в современном обеспечение высоко интенсивного ценностного обмена играют психолого-педагогические характеристики деятельности тренера, в число которых входят стиль руководства тренера, его активность во взаимодействии со спортсменами и педагогическое мастерство.
Список использованной литературы.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология, М., Гардарика, 2003, 480с.
- Ильин Е.П. Психология спорта, СПб., Питер, 2008, 352с.
- Кановская М.В., Педагогика. Культура общения, М., АСТ, 2010, 210с.
- Максименко С.Д., Общая психология, М., 2004, 528с.
Кулагин Алексей Сергеевич, тренер-преподаватель по дзюдо
Для ГБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по видам единоборств»